Технология 5-11 классы


Урок в 8 классе «Вышивка гладью»
Цель урока:
ознакомиться с историей возникновения вышивания, основными приемами вышивания.

Задачи:

Обучающая:
формировать знания об использовании вышивки в быту на различных этапах развития истории;
формировать знания о многообразии ручных швов в технике гладь;
формировать умения выбора материалов для вышивания.

Воспитательная:
вырабатывать точность и аккуратность в работе;
формирование положительной мотивации к предмету;
формирование умений четко организовать свою практическую деятельность;
воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:
развивать мышление, познавательные и творческие способности, память, воображение и фантазию, расширять кругозор;
развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Оборудование:
мультимедиапроектор,
ПК.

Инструменты и материалы:
пяльцы,
ткань 20 x 20 см,
нитки мулине,
набор игл,
ножницы,
карандаш,
копировальная бумага,
образцы рисунков,
образцы вышивки,

Дидактический материал:
презентация “Вышивка гладь”,
инструкционные карты швов гладь,
образцы вышивок гладь.

Цитата урока: "Не учи безделью, а учи рукоделью". (В.И.Даль)

Ход урока

I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку
. Слово учителя: Какое у вас настроение?

(Хорошее.) Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми. Сегодня мы с вами будем заниматься рукоделием. Издавна женщины на Руси занимались рукоделием – своими руками украшали жилище, шили и вязали для себя, мужа, детей. Скатерти-салфеточки, кофточки-носочки – все эти вещи, изготовленные с любовью своими руками, излучают особую энергетику и греют душу владельцам, напоминают о заботливых руках бабушки или мамы... В наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть. Короче говоря, совмещают приятное с полезным. Ведь, к примеру, вышивая картину, и наблюдая, как с каждым стежком все более обозначается рисунок и игра цвета, получаешь истинное удовольствие. Ну а потом, когда готовая картина уже вставлена в рамку и повешена на стену, очень приятно и самой полюбоваться, и получить комплимент от удивленных гостей. Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее – женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт.

2. Объявление темы, определение целей и задачи урока.

Тема сегодняшнего нашего занятия – “Вышивка”. Вы научитесь вышивать гладью, узнаете историю этого рукоделия.

Все виды рукоделия имеют между собой тесную связь. Многие приемы одинаково применяются в различных видах вышивки.
– Как вы думаете, как давно существует данный вид вышивки?
– Как вы думаете, что необходимо знать и уметь для того, чтобы освоить новый вид рукоделия – вышивка гладью? (виды вышивальных швов, изученных ранее, необходимые инструменты и материалы, секреты старинного ремесла, приемы вышивки гладью, а еще нужно работать творчески, с фантазией, выдумкой, совершенствовать свое мастерство и умение)

II. Повторение материала по разделу вышивание

Письменно ответить на тест.

1. Швейные изделия отделывают вышивкой.
а) батик;
б) мережка;
в) ришелье;
г) простой крест;
д) владимирская гладь.

2. Изменение масштаба рисунка вышивки можно выполнить с помощью.
а) координатной сетки;
б) ксерокса;
в) линейки и циркуля.

3. Для идеальной изнанки вышивки необходимо.
а) завязать узелок;
б) спрятать нить под стежками;
в) закрепить нить в петлю.

4. Для перевода рисунка на ткань вам понадобится.
а) карандаш;
б) копировальная бумага;
в) фломастер;
г) ножницы;
д) эскиз рисунка.

5. Для вышивания необходимы следующие материалы.
а) пяльцы;
б) нитки мулине;
в) нитки х/б;
г) напёрсток;
д) крючок.

Ответы на тест: 1-б, в, г, д; 2-а, б; 3-б, в; 4-а, б, д; 5-а, б, г.

III. Изучение темы урока
Объяснение нового материала и формирование мотивации, актуализация знаний учащихся.
Показ презентации

Слайд №1.

В.И.Даль писал: "Не учи безделью, а учи рукоделью", вышивка относится к одному из видов рукоделия.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Слайд №2.

Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают с помощью иглы и ниток на различных тканях и других материалах.

Слайд №3.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Возникновение вышивания, относиться к эпохе первобытной культуры, и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Из истории вышивки (зачитывает одна из учениц). Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI - V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии. [2]

Слайд №4,5.

Из истории вышивки (зачитывают ученицы). Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

Слайд №6.

На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов. В России вышивание было распространено среди знатных дам и монахинь.

Слайд №7.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Старинные русские вышивки выполнялись обычно в технике белой ажурной строчки и крестика

Слайд № 8.

Вышивка каждого народа имеет свои национальные особенности, характерные для неё изображения, в которых народ отразил свои представления об окружающем мире, свой быт и свою культуру. Каждый народ вложил в национальную вышивку и свой вкус.

Слайд № 9.

Из истории вышивки (зачитывает ученица). Вышивка народов нашей страны необычно разнообразна по художественным и техническим приёмам; характеру использования в быту. В любой республике, крае, области, районе, встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

Слайд №10.

Готовыми вышитыми работами – можно украшать своё жилище, что не только делаем его красивым и особенным, но и создаём неповторимый образ.

Слайд №11.

В настоящее время вышивка является одним из наиболее распространённых видов народного искусства.

Слайд №12..

Современная мода вновь возвращается к вышивке – декоративному изящному элементу, украшающему одежду и быт.

Слайд №13-15..

Рассказ учителя об основных техниках вышивания гладью и их отличиях.

IV. Практическая работа.

Перед началом вышивания повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.

Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью (приложение).

На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки гладь. Учитель показывает, как правильно вышивать и исправлять ошибки.

В середине выполнения практической работы провести с учащимися гимнастику для глаз:
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.

V. Подведение итогов урока.
Рефлексия:
Закончи предложение:
- Меня удивило…
-Было интересно…
-Я научилась…
-Было трудно…
-Мне захотелось…

Домашнее задание: вышивать по рисунку одним из швов гладь по выбору.

Оценивание работ учащихся.

Уборка рабочих мест.